Пословицы и поговорки

Материал из ИнранВики
Перейти к:навигация, поиск

Здесь собраны пословицы и поговорки разных народов Инрана. Будет пополняться.

Вне дискурса: «Настоящие „Лисы“ не ищут легких путей» :)

Всеобщие

  • «Хочешь насмешить мир — попробуй перехитрить Короля Ворон».
О Левране.


  • «Магия — колодец, который не вычерпать».
  • «Магия — колодец без дна».
О неисчерпаемых возможностях, но и глубоких опасностях магии.


  • «Берегись последнего вздоха».
О явлении терналии.


  • «Гнутую судьбу не выправить».
Поговорка происходит от обычая заказывать чаромантам-кузнецам переплетенные сигиллы, равномерный узор которых, включающий буквы или вензель имени, по поверьям, помогает человеку выправить жизнь и избавиться от превратностей судьбы.


  • «Скорее море наземь упадет, чем...».
Концовка у поговорки может быть любая: «чем Мыкола долг отдаст», «чем ты с попойки вернешься, проклятый бездельник!», «чем я за тебя замуж выйду» и т.д. Речь о явлении Блуждающего моря, которое раз в семь лет опускается на землю.


  • «Раз пришел, значит не чужой.».
О древнем законе гостеприимства. Логика заложена такая: раз кто-то пришел к тебе в дом, значит с какой-то целью. Даже если цель не к тебе, а твой дом человек просто проходит на пути к цели — все равно у него есть цель. А раз есть цель, значит есть такие же желания, страдания, волнения и потребности, как и у тебя и твоих родных. Чужак тоже человек. Обычно после этой пословицы следует приглашение в дом.


  • «Мертвые все братья».
  • «Помираются — считай братаются».
  • «Как помираются — так и помиряются».
  • «За гранью долги не считаются».
  • «Одел серое — не поминай старое».
О том, что в посмертии старая вражда, жадность, цели и ценности прекращают иметь для умершего вес и значение. О том, что встретившись после смерти, два прижизненных врага частенько пожимают друг другу руки, т.к. не видят больше поводов оставаться врагами.


  • «Упрямого и смерть не переупрямит».
О случаях, когда в посмертии умерший продолжает придерживаться тех интересов и ценностей, которых придерживался при жизни.


  • «После смерти не напляшешься».
О том, что в посмертии душу носит серое тело, которое, в силу отсутствия биохимии и гормонов, не чувствует удовольствий, как живое. Мертвые получают лишь малую долю удовольствия от секса, еды и других телесных радостей. В том числе и бурного танца. Став серым ходоком, ты можешь танцевать без устали часами, но так и не испытаешь головокружительной эйфории вовлечения в пляску.


  • «Пусть духи сумрака будут милостивы к ее душе».
Аналогично земному «Земля ему пухом» и «Спи спокойно, дорогой товарищ».


  • «Каждый хитрый лис свою дорожку в курятник протоптал».
Универсальная поговорка о том, что у каждого свои хитрости и приемы, собственные способы решения проблем, поиска места под солнцем.


  • «Когда Он встает — весь мир Его тень накрывает».
О Гетаре, владыке тьмы.

Северяне

  • «Добро — это приданное к труду».
О том, что нажитое добро (в смысле, богатство), как вообще все качественное, достойное и хорошее достается только упорным трудом.


  • «До свадьбы жизнь хлебают одной горстью».
  • «Вдвоем и жизнь в две горсти хлебают».
О том, что пока не завел семью, человек не познал жизнь в полной мере.


  • «Незаёмная жизнь».
Так говорят, когда человеку все давалось не даром, не в наследство, а когда все заработал своими руками и своим умом.


  • «Жизнеруб под корень рубит».
  • «Безголовый правды не знает».
  • «Серый топор острее железного».
Северяне представляют смерть как Жизнеруба. Безголовый скиталец с топором, он валит людей, как деревья. Могучий владыка, он лишен головы, и не знает разбору и логики, не руководствуется смыслом, бездумно забирает всех, кто попадется ему на пути.


  • «Глаза видят, уши слышат, рот молчит» или с уточнением: «Зоркие глаза видят, хорошие уши слышат, умный рот — молчит».
О том, что умный больше слушает и смотрит, чем сам говорит.


  • «Месть полгреха кровью отмывает».
Северяне считают, что месть наполовину оправдывает преступление. Если мотивом преступника оказалась доказанная месть, то судить его так же строго, как другие мотивы, нельзя. Северяне в случае установленной месте проявляют послабление в наказании за одинаковые преступления.


  • «В глаза свет, а в уши семь бед».
  • «Глазами смотри, а ушами не хлопай».
У северян подразумевается, что глаза — это способ разумного восприятия, а уши — инстинктивного, интуитивного, природного. Глаза могут обманываться, потому что магия духов и фэй обманчива, как и хитрости людей. Уши обмануть сложнее, поэтому опытный человек меньше верит своим глазам, а больше ушам, т.е. больше верит чуйке.
Исходя из понимания, что уши воспринимают семь бед, существует множество пословиц, раскрывающих эту тему:
  • «В одно ухо дунутый», «Ему страх в одно ухо дунул».
  • «Настоящий страх в оба уха дует».
Имеется ввиду, что когда страх дунул в одно ухо, он еще не захватил человека, человек ощутил опасность, но не поддался ей и не боится. И только когда дунуло в оба уха, человек по-настоящему прочухал угрозу и испугался. Пример применения: «Это был первый бой Беррика, вражеский меч лишь скользнул по его наплечу, а Ричард уже уложил обоих врагов. Так что страх успел дунуть парню лишь в одно ухо: разбередил кровь, но не согнул колени и не вселил в руки дрожь».


  • «Однорогая коза даже боднуть не умеет».
О неумехах и раздолбаях. Однорогая коза — персонаж фольклора «иконический раздолбай», у нее вечно все не так.
  • «Однорогая коза, сама себе гроза».


  • «Драл как однорогую козу».
Когда в юношестве неумех розгами потчуют.

Канзор

  • «Иди один, если хочешь дойти быстро. Найди соратников, если хочешь дойти далеко».


  • «Потупивший взгляд все равно видит, сомкнувший губы все равно говорит».
Старинная поговорка инквизиторов и дознателей напоминает, что внешность обманчива, и человеческие потребности и мотивы не перестают действовать, даже когда они тщательно скрыты. Забавно, что изначально поговорка исходит из инквизиции Орнатуса, которая преследовала нультов, а уже потом перешла к дознателям Ордрунга, которые делали строго обратное.


  • «Убивцы не спят – днем живые не дают, а ночью мертвые».
Про гуттанеров, добивающих раненых врагов после боя. Иногда в более широком смысле, про убийц и их муки совести.


  • «Лучше в бою пролей, чем после боя пропей».
Про то, что солдатское жалование лучше использовать на покупку боевых алхимических зелий у альфертов, чем на попойку: если не купишь первого, можешь не дожить до второго.


  • «У него штаны к заду приросли».
Не про волшебные штаны, а про неудачников на амурном фронте, которым снимать штаны приходится реже, чем удачникам.


  • «Каждому свое счастье, каждому свое горе»
Развернутый вариант простой, но в высшей степени концептуальной пословицы «Каждому свое».

Земля Холмов

  • «Дурак двухвостой змеи не боится».
О том, что недалекий человек не понимает опасностей, присущих хаотам, выросткам и другим порождениям, пропитанным магией Древней земли.


Очевидную вещь или вопиющее нарушение не скроешь.
  • «Закрой рот, а то зубарь влетит».
О том, что хватит болтать, а то что-нибудь худое случится.
  • «Зубарь зубов не найдет».
Аналог земной пословицы «Комар носу не подточит». Уж если сам зубарь зуб не найдет, то сделано на совесть, не придерешься.


  • «Сладка и красна, как любовь сама».
О сахре, любовной ягоде.
  • «Сахры блюдце кончится блудцем».
  • «Как под сахровым кустом, целовалась с женихом, только поутру блудник — оказался не жених».


  • «Рожь от ржи не одежкой отличают».
Более зловещий аналог земной пословицы «По одежке встречают, по уму провожают». Пословица о настоящих признаках худого или доброго человека. В рожи и ржи главное отличие не во внешнем виде, а в пользе и вреде, который они приносят (венчики черевицы приносят только вред, т.к. полезные свойства у нее в стеблях и корнях, а венчики только ядовиты).


  • «В лесу берегись трех вещей: воя волчьего, зова нежного, да поляны ржавой».
О черевице.


  • «Сама мать-земля в Землеце родилась!».
Про Землец.

Ведьм

  • «Не мети, метла, а лети, пока цела!».
Распространенная среди ведьм поговорка напоминает о необходимой осторожности.