Нисхождение
< Мироустройство
Нисхождение — катаклизм эпических пропорций, реформирующий миропорядок, а подчас даже уничтожающий старое мироздание и формирующий новое. Случался как минимум дважды:
- Первое Нисхождение закончило Забытую эпоху около 6 тыс. лет назад.
- Второе Нисхождение закончило эпоху Империй 732 года лет назад.
Содержание
Воздействие Нисхождений
Движущей силой катаклизма является одна из основ мира, Хаос, который прорывается во все грани мироздания и все калечит, уродует, смешивает и терзает своей неодолимой мощью, ведущей не к уничтожению всего и вся, но к преобразованию многого. На практике это приводит к разрушению той или иной существующей структуры: ландшафта, биологии жизни, состава атмосферы, силы гравитации, в общем, физических и магических констант мира в тех местах, где Хаос сумел прорваться в него. Каждый прорыв Хаоса индивидуален, как и мера его воздействия на оказавшихся внутри. Но последствия всегда катастрофичны, самым простым исходом будет то, что оказавшиеся внутри вспухшего во мгновение ока радужного Пузыря 100 миль в диаметре — просто погибнут, потому что перестанут быть биологически способными к продолжению жизни (например, все органы внутри тела безумно мутируют). К сожалению, самый простой исход случается не так уж и часто, а чаще мутации носят не столь кардинальный характер, и все живые существа просто становятся хаотами, морфлингами, без-умцами, бесформами, хаоскинами и другими порчеными Хаосом или насквозь пропитанными им существами... Все эти существа пытаются найти новый распорядок своей жизни, а так как мутации часто сугубо индивидуальны, дальнейшая их жизнь и взаимодействие становится максимально причудливым хороводом странных событий.
При этом, от каждого из вспухших Пузырей расходятся трещины в земной коре, следуют землетрясения, извержения вулканов, цунами, ужасающие бури, а так же явления магического свойства, аналогам которых на Земле нет. Например, истощение огня, которое делает невозможным любые процессы горения в немалом регионе, и за несколько лет вгоняет этот регион в каменный век. Или порождения стихий: сквозь трещины, в материальный мир проникают сгустки магических энергий с других граней мироздания, и материализуются в порождения — стихийных магических существ низшего порядка, действующих согласно логике своей стихии. Огненные порождения стремятся найти все, что может гореть; воздушные устраивают перепады давления и ветров; земляные меняют структуру почвы; порождения виталиса проникают в живых существ и влияют на их биологию. Магические шторма еще хуже чисто природных циклонов и по своей разрушительности сравнимы с землетрясениями.
В каждом месте своего выплеска, Хаос воздействует по-разному, превращая мир в бущушющий котел безумия.
Естественно, во время всех этих событий подавляющее большинство организованных социальных структур: государства, феоды, гильдии, храмы, города и т.д. не в силах сохранить свою целостность, и рушатся в пучины анархии; хаос природный подкрепляется социальным хаосом, в котором рушатся и обрываются жизни большинства живущих.
Последствия второго Нисхождения
«Когда прошлый мир пал, жизнь стала самая горькая. Эгмунд Фассилор в своей «Апологии чудотворцев» пишет, что срок человеческий составлял в среднем тридцать шесть лет. «Книга Чистоты» дает еще меньший возраст, до которого обычно доживали люди, что понятно: она написана почти сразу после Нисхождения, когда был самый ужас, а не жизнь. Смертные оказались заперты по уцелевшим областям, не подверженным хаосу, а между ними пролегала еще недавно им принадлежавшая, а теперь отнятая катаклизмом – чужая земля. И весь мир вокруг стал враждебный и чужой, искаженные просторы, где всякие ужасы водятся, и куда только шагни – сам можешь необратимо измениться, стать чужим. За пределы чистых зон людям было не вырасти, пока их не отобьешь у хаоса и не очистишь, не вернешь к прежнему, так что нашим предкам остался один ход: объединяться, забыв про всякую вражду. Или вымирать.»
Хаммель Попрыгун, из «Книги Презрителя».
Магия после Нисхождения имела очень долгий отходняк: сначала не была доступа людям вообще, из-за искажения по всему миру, каждый каст рвал кастера в клочья, тем или иным способом поражая его хаосом. Потом, лет через пятьдесят, устаканилась простейшая, исконная магия. Через столетие академическая, и к концу 3го столетия НВ высокая. А вот высшей, легендарной магии, по сути нет и сегодня, ее носители единичны. И это еще одна из причин, по которой Мистики (у которых было все и сразу, только расти в уровне) стали так могущественны.
Магия помогала ученым исследовать мир и восстанавливать те или иные технологии и научные познания. Однако магия сама по себе настолько глубокая и самодостаточная система, что пока еще идет процесс изучения и становления ее. Ее за 7 столетий еще не удалось даже близко подтянуть к тому уровню, который был до Нисхождения. То есть в данный момент сильнейшие из магов (за исключением буквально четверых в мире) не способны творить те чудеса, какие сотворила магия Трех Империй. Особенно в масштабе не способны, и еще долго не будут — потому что еще пару сотен лет до этого. Поэтому магия в первую очередь сейчас направлена не на развитие науки и технология, а на развитие самой себя. Приоритет вот такой у всех магов в мире, за редким исключением.
А вот алхимия, сама по себе никак не просела от Нисхождения. Ее не надо было развивать и переоткрывать, тупо потому что она сама по себе инертная и не особо глубокая. По сути, это народный промысел. Тысячелетия алхимические достижения почти неизменны. Алхимия в разумных рамках, несколько более слабая, чем магия, но именно прямая помощь в развитии науки и технологий. Она позволяет например легировать сталь без легирования стали. Используя исконную силу стихии тверди. Делать порох не совсем из пороха, или делать лучше порох, используй ингредиенты со стихией огня. И так далее. То есть технологии средневековые, но с алхимией — уже не такие уж и средневековые. Становятся возможными вещи, которые были невозможны в земной истории: например, базовый огнестрел в аналоге 12го века, на 300 лет раньше его появления на Земле (китайские пищали 10-12 веков все-таки совсем базовые, вот у Канзора они появились лет сто назад).
Изучение
Странной закономерностью является то, что Нисхождение сильнее всего воздействует на самых великих: гибнут или теряют силы общеизвестные герои и самые могущественные правители, низвергаются и умирают Боги, а те, кто не умирает, сходят с ума, или впадают в сон, длящийся как минимум десятилетия. Хотя известно немало Младших Богов, сумевших пережить Третье Нисхождение (тогда как Высшие Боги погибли либо впали в семисотлетний сон), но доподлинно известно, что Второе не пережил вообще никто, разве что мифический древний Лис.
Пузыри способны стоять столетия, поддерживая особые условия внутри себя, и чтобы закрыть их и вернуть земли, попавшие под воздействие Хаоса, к нормальности, к жизни — нужны годы, десятилетия, а иногда и столетия борьбы и труда. Самой могущественной организации в новейшей истории — Ордену Изгнателей Хаоса потребовалось 250 лет, чтобы восстановить центральные области Инрана и вернуть их во власть смертных.
Причины Нисхождения неизвестны, хотя предпринимались неоднократные попытки исследовать эту тему, представителями практически всех рас, гильдий и государств. Самые достоверные материалы по Нисхождениям находятся в Инланде, государстве сидов, но допуск к ним получить нелегко. Суть наиболее разумных гипотез в том, что божественные войны и сама эволюция Высших Богов ведут к неизбежному разрушению мировых основ и их последующей стихийной, естественной перестройке. Которая не щадит никого и ничего.
Существует неподтвержденная легенда, что непосредственно перед Третьим Нисхождением ближе всего к разгадке его сущности подступил Гетар, Бог темного познания. Но он был настолько равнодушен к последствиям своих действий, что устрашившись угрозы, Ардат и Хальда объединились, чтобы остановить его. Однако, победив Гетара, сестры не преуспели в главном: война великих Богов привела к закономерной дестабилизации мироздания, и тут же последовало Третье Нисхождение.
Второе Нисхождение: описание из Книги Холмов
Три империи попрали мир. Они одержали верх в войне, которую смертные вели с самого появления на свет: победили болезни и голод. Они приручили пространство: в руке у каждого поблескивает печать портала, и путь из дома во двор отныне длиннее, чем на другой континент. Они истребили разлагающую бедность, но оставили богатство, для достижения которого нужно работать в поте лица. А тем, кто делает мир богаче, чем себя, даровали бессмертие. Достижения магии и науки затмили мечты; легенды древности с каждым годом бледнеют, колоссы прошлого становятся меньше с каждым шагом здесь и сейчас. Единственное что бросает тень на блистающую мощь трех империй – огромные тени их собственных летающих городов и крепостей. Люди правят миром, а боги правят людьми, вместе они пришли к небывалому величию. Тот век нельзя назвать золотым, потому что золото перестало быть ценным. То время называют эпохой Богов и Империй, а еще Веком Совершенства.
Говорят, после долгих завоеваний и полного передела мира, когда три империи воцарились над большей частью континента, стало так хорошо жить, что даже тюрьмы были упразднены: в них некого стало сажать. Говорят, преступления встречались редко, как вспышки молний в далекой грозе: изредка глухо рокочет и сверкает в отдалении, но вряд ли когда-нибудь в жизни столкнется с тобой. В это трудно поверить, ведь счастье и достаток не изменят человеческой натуры. Но утверждают, что было именно так. Кто же сумел обуздать нас, со всеми страстями и разрушительным непостоянством, с нашей склонностью к эгоизму и греху? Кто сумел не просто подчинить нас государственной воле, но сделать это подчинение осознанной свободой? Те же трое, кто нас и создали. Гетар, темный гений, милосердная Хальда и совершенная Ардат. Две божественных сестры и их единый муж: тьма, свет и сила, три начала, сошедшихся в семью.
Еще юными, наши боги в жажде творения создали две новых расы, и каждая из них по-своему превосходила старые, владевшие миром в древние времена. Сиды, дети Гетара и Ардат, идеальны каждый сам по себе; люди, дети Гетара и Хальды, превосходят прочие расы как общность, все вместе. Две тысячи лет сиды жили в месте своего рождения, совершали походы во мрак непознанного и взлеты в высоту недостигнутого; люди за это время расселились по всей земле и захватывали одно королевство за другим, оттесняя старые расы или ассимилируя их.
Две тысячи лет спустя, зрелые создатели, уже познавшие жизнь, победившие в череде божественных войн, отгремевших вдалеке от смертного мира, обратились к своим крошечным созданиям во всем сияющем величии. «Мы вернулись, чтобы направить вас», сказали они. Объединив достигнутые сидами высоты и многоликую человеческую мощь, трое богов взяли нас, и создали нашими руками дом, который человечество искало с момента своего появления на свет. В нашем доме стало светло, тепло и чисто. В этом доме мы стали лучше, чем были, пока упорно и угрюмо, шагая по крови и грязи, шли к нему.
Мы верили нашему отцу и нашим матерям, не как самим себе – гораздо больше, чем самим себе. Ведь они были не только неизмеримо могущественнее нас, но и неизменно мудрее. В густом и буйно растущем лесу жизни, чужом для смертных, где сами мы терялись, разменивали жизнь на мелочные склоки, метались во мраке враждебной чащи, вместо того, чтобы идти вперед, меняли дружбу на вражду, страдали от болезней, голода и бедности – отец и матери наши находили путь, настолько смелый, пугающий и невозможный на первый взгляд, настолько желанный на второй. Настолько очевидный на третий. И мы шли теми тропами, которые указали Гетар, Хальда и Ардат; и вслед за первыми из нас шли остальные; и тропы превращались в просторные дороги, а из непроходимых зарослей жизни вздымались наши сияющие города.
Видят боги, как мы любили их. Любили Хальду, которая сама суть любовь, всей душой и всем разумом тянулись к Гетару, который недостижим, как наивысший из сущего, преклонялись перед Ардат, что была и пребудет самым прекрасным созданием (вернее, создателем) на свете. Подчас мы любили их больше, чем собственных отцов и матерей. Как мы верили каждому их слову – потому что их слово всегда оказывалось правым, в отличие от людского, и потому что добро, которое они привнесли в нашу жизнь, было невозможно отрицать, и чем дальше, тем становилось невозможнее.
Казалось, мы живем в чертогах света. Но счастье лишь высшая точка неровной волны. За всплеском неизбежен спад. Однажды вершины треугольника разошлись, сломав царственное триединство наших богов. Из-за чего? Почему, добившись всего, о чем мечтал, Гетар покинул своих жен, бросил империю, оставил свой народ?
«Из высшей необходимости», ответил владыка, вернувшись годы спустя. Из высшей необходимости он решил сотворить небывалое: подчинить все сущее своей воле. Направить весь мир на достижение Цели, скрытой от понимания смертных. Но бывшие жены отвергли Гетара и впервые не приняли его идей. Темный гений не отступился, и разгорелась величайшая война.
Три империи, не имевшие равного врага, воевали между собой. Тьма, огонь и свет расплескались по континенту; все могущество цивилизаций, все открытия, созидавшие жизнь, теперь созидали смерть, и это удавалось им с не меньшим размахом и величием. Мы позабыли, что еще вчера жили в безмятежности, теперь жизнь в любой момент могла оборваться, каждый из нас повис на волоске судьбы над пропастью, в которую падали одна за другим страны и регионы, армии и города.
Ардат и Хальда объединились и сокрушили того, кто всегда был на шаг впереди. Он привык быть лучшим из сущих, но даже лучший не может противостоять всем остальным. Тьма рассеялась и забрезжил свет, смерть отступила.
Казалось, ужасающая война окончена и вновь возвращаются годы совершенства. Но что-то надломилось в великих сестрах, они не были рады победе. Что-то надломилось в народах, населявших империи, и победившие, и проигравшую. Безмятежное счастье ушло из нашей жизни, словно горя стало слишком много, и оно вытеснило все остальное из сменявших друг друга опустевших дней и ночей. Мы не знали этого, боги не знали этого, но надломился сам мир. И когда жизнь начала медленно возвращаться на круги своя, жажда жизни преодолела горечь опустошения, во всем происходящем вновь появился смысл – мир дрогнул. Раскололся в тысячах мест. И хаос выплеснулся на поверхность.
Пришло Нисхождение. Все произошло в один день, месяца цвета, двадцатого дня. Хотя агония длилась гораздо дольше, но миропорядок пал за одни сутки. Дрожь прошла по всей земле, от заснеженных просторов Нордхейма до джунглей Гефар. Все сущее дрогнуло в страхе. И мир раскололся. Земля терзалась, вскрываясь лавой, уничтожая все живое. Радужный сок хаоса падал с неба дождем, меняя саму сущность вещей, смешивая все вокруг: горы скручивались в жгуты и лопались от напряжения, взрываясь дождем из скал, леса превращались в танцующие миражи из легионов насекомых, реки становились каменными и застывали; капли радуги обращали зверей в чудовищ, а людей в уродливых искаженных калек, неспособных прожить больше дня, недели или месяца – причудливый хаос каждому отвел свой срок.
Невиданные бури обрушились на просторы империй и остальных государств, разрывы пространства и выплески мировых стихий захлестнули нашу землю: огненный смерч вставал против огромной морской волной, возникшей из ниоткуда и сметающей города. Торнадо высотой до неба крутились вокруг грохочущих гор, воздвигающихся к солнцу. Очертания континента менялись, моря иссыхали за минуты, и взбухали в новых местах. Природа обезумела с такой яростью, что, даже не обращая внимания на смертных, кричащих у нее под ногами, растоптала их и все, что они создали.
В крупнейших городах вспухли радужные пузыри хаоса; все, попавшее в них, переставали быть людьми и на долгие столетия становились врагами рода человеческого. Остальные пытались спастись, но магия отказала служить нам, заклятья разрывали магов на части и обрушивались на людей вокруг. Здания раскалывались нам на головы, мы видели, как рушится наш мир. Как огненным градом падают на землю летающие города.
Боги исчезли, оставили нас. Погибли или спрятались – мы никогда не узнаем, но в самый страшный день некому было вести нас, некому было заслонить и спасти. Погибли лучшие из нас, бессмертные, их сила была так велика, что привлекла первозданный хаос, и он исказил их, превратив в чудовищ или разметав на элементы. Только Эйрканн удержал магию мира в своих руках, только он сохранил себя, и встал перед Хаосом, ненадолго упорядочив рушащийся мир. Ценой своей жизни позволив выжившим бежать из городов. Наутро следующего дня не осталось почти ни одного государства, большая часть крупных городов была уничтожена, меньшая искажена, и порченые твари оттуда начинали расползаться, мучимые безумием и ненавистью к тем, кто уцелел. Нисхождение уничтожило все, чем был наш мир, все, чего предшествовавшие народы и цивилизации, древние боги, наши родители и мы сами достигли за тысячи лет. Связь поколений стерлась. Мир откатился в век камня и дерева, в простейшую магию, которую так трудно обуздать заново, в полную анархию. Не только вселенский хаос клокотал в местах заражений, но и хаос мыслей, поступков, событий бесновался повсюду, где были выжившие, сохранившие человеческий облик.
Ты скажешь, что это ужасно, но не конец. Ты скажешь, все разрушенное можно построить заново, а все утраченное снова покорить и воссоздать. Ты скажешь, главное, что мы выжили, а значит, можем все изменить! Но нас уже не было, ведь мы, рассказавшие тебе все это, погибли в тот день.
Первое Нисхождение
Информация о том, каким оно было, и какую эпоху завершило, у обычных смертных нет. Мало кто теперь знает про Забытую эпоху.