Пословицы и поговорки

Материал из ИнранВики
Перейти к:навигация, поиск

Здесь собраны пословицы и поговорки разных народов Инрана. Будет пополняться.

Вне дискурса: «Настоящие Лисы не ищут легких путей» :)

Всеобщие

  • «Хочешь насмешить мир — попробуй перехитрить Короля Ворон».
О Левране.


  • «Магия — колодец, который не вычерпать».
  • «Магия — колодец без дна».
О неисчерпаемых возможностях, но и глубоких опасностях магии.


  • «Берегись последнего вздоха».
О явлении терналии.


  • «Скорее море наземь упадет, чем...».
Концовка у поговорки может быть любая: «чем Мыкола долг отдаст», «чем ты с попойки вернешься, проклятый бездельник!», «чем я за тебя замуж выйду» и т.д. Речь о явлении Блуждающего моря, которое раз в семь лет опускается на землю.


  • «Раз пришел, значит не чужой.».
О древнем законе гостеприимства. Логика заложена такая: раз кто-то пришел к тебе в дом, значит с какой-то целью. Даже если цель не к тебе, а твой дом человек просто проходит на пути к цели - все равно у него есть цель. А раз есть цель, значит есть такие же желания, страдания, волнения и потребности, как и у тебя и твоих родных. Чужак тоже человек. Обычно после этой пословицы следует приглашение в дом.


  • «Мертвые все братья».
  • «Помираются — считай братаются».
  • «Как помираются — так и помиряются».
  • «За гранью долги не считаются».
  • «Одел серое — не поминай старое».
О том, что в посмертии старая вражда, жадность, цели и ценности прекращают иметь для умершего вес и значение. О том, что встретившись после смерти, два прижизненных врага частенько пожимают друг другу руки, т.к. не видят больше поводов оставаться врагами.


  • «Упрямого и смерть не переупрямит».
О случаях, когда в посмертии умерший продолжает придерживаться тех интересов и ценностей, которых придерживался при жизни.


  • «Пусть духи сумрака будут милостивы к ее душе».
Аналогично земному «Земля ему пухом» и «Спи спокойно, дорогой товарищ».

Северяне

  • «Жизнеруб под корень рубит».
  • «Безголовый правды не знает».
  • «Серый топор острее железного».
Северяне представляют смерть как Жизнеруба. Безголовый скиталец с топором, он валит людей, как деревья. Могучий владыка, он лишен головы, и не знает разбору и логики, не руководствуется смыслом, бездумно забирает всех, кто попадется ему на пути.


  • «Глаза видят, уши слышат, рот молчит» или с уточнением: «Зоркие глаза видят, хорошие уши слышат, умный рот — молчит».
О том, что умный больше слушает и смотрит, чем сам говорит.


  • «В глаза свет, а в уши семь бед».
  • «Глазами смотри, а ушами не хлопай».
У северян подразумевается, что глаза — это способ разумного восприятия, а уши — инстинктивного, интуитивного, природного. Глаза могут обманываться, потому что магия духов и фэй обманчива, как и хитрости людей. Уши обмануть сложнее, поэтому опытный человек меньше верит своим глазам, а больше ушам, т.е. больше верит чуйке.
Исходя из понимания, что уши воспринимают семь бед, существует множество пословиц, раскрывающих эту тему:
  • «В одно ухо дунутый», «Ему страх в одно ухо дунул».
  • «Настоящий страх в оба уха дует».
Имеется ввиду, что когда страх дунул в одно ухо, он еще не захватил человека, человек ощутил опасность, но не поддался ей и не боится. И только когда дунуло в оба уха, человек по-настоящему прочухал угрозу и испугался. Пример применения: "Это был первый бой Беррика, вражеский меч лишь скользнул по его наплечу, а Ричард уже уложил обоих врагов. Так что страх успел дунуть парню лишь в одно ухо: разбередил кровь, но не согнул колени и не вселил в руки дрожь."


  • «Однорогая коза даже боднуть не умеет».
О неумехах и раздолбаях. Однорогая коза — персонаж фольклора «иконический раздолбай», у нее вечно все не так.
  • «Однорогая коза, сама себе гроза».


  • «Драл как однорогую козу».
Когда в юношестве неумех розгами потчуют.

Канзор

  • Иди один, если хочешь дойти быстро. Найди соратников и иди с ними, если хочешь дойти далеко.


  • Убивцы не спят – днем живые не дают, а ночью мертвые.
Про гуттанеров, добивающих раненых врагов после боя. Иногда в более широком смысле, про убийц и их муки совести.
  • Лучше в бою пролей, чем после боя пропей.
Про то, что солдатское жалование лучше использовать на покупку боевых алхимических зелий у альфертов, чем на попойку: если не купишь первого, можешь не дожить до второго.
  • У него штаны к заду приросли.
Не про волшебные штаны, а про неудачников на амурном фронте, которым снимать штаны приходится реже, чем удачникам.

Земля Холмов

  • «Дурак двухвостой змеи не боится».
О том, что недалекий человек не понимает опасностей, присущих хаотам, выросткам и другим порождениям, пропитанным магией Древней земли.


Очевидную вещь или вопиющее нарушение не скроешь.
  • «Закрой рот, а то зубарь влетит».
О том, что хватит болтать, а то что-нибудь худое случится.


  • «Рожь от ржи не одежкой отличают».
Более зловещий аналог земной пословицы «По одежке встречают, по уму провожают». Пословица о настоящих признаках худого или доброго человека. В рожи и ржи главное отличие не во внешнем виде, а в пользе и вреде, который они приносят (венчики черевицы приносят только вред, т.к. полезные свойства у нее в стеблях и корнях, а венчики только ядовиты).


  • «В лесу берегись трех вещей: воя волчьего, зова нежного, да поляны ржавой».
О черевице.


  • «Сама мать-земля в Землеце родилась!».
Про Землец.