Месяцы

Материал из ИнранВики
Перейти к:навигация, поиск

Северяне, а вместе с ними и большая часть континента считают, что четыре времени года — это четыре древнейших духа, прародители мироздания. Король-Лето, Герцог-Зима, Дева-Весна и Господин-Осень, а каждый месяц года — дети или свита одного из них. На самом деле, никого из этих духов не существует, а мифы и сказки о них явно восходят к легендам о четверых повелителях мира Забытой эпохи.

Месяцы являются центральными фигурами мифологии сразу многих народов, что само по себе нехарактерно для того, как формируются и эволюционируют мифы. Более того, эти герои зародились вообще не у людей, а были приняты и ассимилированы людьми у древних рас. Изначально сказки о месяцах оформились в эпосах андров и неандров, еще на заре эпохи мифов. Этот эпос неоднократно претерпевал изменения с ходом эпох, но оказался невероятно живучим, проник во множество культур и постепенно распространился на весь мир. Даже в южных странах, традиционно отличных совсем иной культурой, в основе мифологии тоже стоят четыре фигуры времен года и двенадцать фигур их детей. Там у них иные имена и иные образы, здесь же мы приводим мифологию, главенствующую у народов северных двух третей мира.

Двенадцать месяцев года

  • Бел: маленький мальчик, несущий стужу и холод, владыка снега и вьюг. Безжалостный, но не злой, просто равнодушный. Ледяными руками этот ребенок отнимает жизни тех, кто замерзает в холоде зимы. Говорят, что он способен к состраданию, и начинает плакать, глядя на замерзающих людей — но слезы тут же леденеют у него на лице, и сердце Бела замерзает вместе с ними. Такова природа зимы.

Северяне считают, что Бел убил больше живых, чем кто угодно еще. Что никакое чудовище или катаклизм не сравнятся по числу унесенных жизней с этим идущим в центре вьюги малышом. Бел считается почетным гостем в царстве мертвых, как главный поставщик душ с начала времен. Так же он является любимым дитя Герцога-Зимы, именно потому что чужд всему человеческому. Иногда, очень редко и обычно благодаря помощи старшего братца Тепля, в Беле пробуждаются человеческие чувства, и тогда на короткое время мальчик-снег способен говорить, улыбаться, чего-то хотеть, не быть равнодушным. По всему миру тогда наступают оттепели и в снегах сверкают радуги. Но это длится всегда недолго, и затем его ледяная натура берет верх, он снова становится владыкой холода и зимы, несущим угасание и смерть всему живому.
Апокалиптический миф народов Утланда и Нордхейма гласит, что рано или поздно Бел поглотит все остальные одиннадцать месяцев, выпьет силы Осени, Весны и Лета, и принесет их Герцогу-Зиме, и тогда весь мир поглотит вечная стужа, солнце погаснет, а луны замерзнут на небе и остановятся, все погрузится в вечный сон.


  • Стужан: неприятный, капризный и своевольный, извращенный и уродливый ребенок на грани подросткового возраста. Его не любят все, включая родителя, Герцога-Зиму, но с ним ничего нельзя поделать, потому что при рождении этого ребенка Зима спрятал в нем ключи от мироздания, и если его убить, ключи будут уничтожены, и весь мир расколется и рухнет в океан хаоса. Если бы все шло по плану, Стужан должен был вырасти, изменить ключи и вернуть их в мир после своего возмужания, таким образом починив его, излечив Раненый мир от его раны и увечья. Однако, все пошло не так: изначально окруженный чрезмерным вниманием, заботой и чувством собственной значимости, Стужан вырос эгоистичным и насмешливым существом. Ключи дают ему огромную силу и власть, которой опасается даже его родитель, так что Стужан ведет себя очень своевольно.


  • Тепль: мальчик с радугой вместо волос, олицетворение надежды, радости и доброты. Это двоюродный брат Бела, который всегда старается уследить за несущим хлад малышом, и спасти тех, кого сможет, от его холодных рук. Теплю на вид лет восемь-десять, он чрезвычайно застенчивый и добрый, везде, где он идет, становится теплее, идет дождь и появляются радуги. Там, где он недавно прошел, постепенно начинает зеленеть проросшей травой и ландышами, поэтому низины с молодой весенней травой.


  • Сольн: юная девушка-идеал, солнечная дева с сияющими волосами, символ красоты и невинности, высокой, платонической любви. Настоящий идеал героя, героиня и воительница сама по себе, Сольн всегда готова пожертвовать своими интересами, чтобы помочь тем, кому живется хуже. Идеал рыцарских любовных баллад, она покровительствует подвигам по реальной необходимости, не ради славы, а ради доброго дела, ради помощи тем, кому нужна помощь. Своими чудесными волосами Сольн спасала множество жизней, т.к. они обладают целительной силой, и вместе с тем темноборческой силой, несколько раз Сольн спасала весь мир от древних угроз своими сияющими волосами. По сути она является воплощенным идеалом добра, за которое стоит сражаться.


  • Тайн: юноша с бледным челом, в глазах которого сияют звезды. Загадочный и погруженный в себя, знающий все тайны мира, но никому их не говорящий. Он постоянно что-то тихо бормочет, считает и исследует, загибает пальцы и вяжет узелки на память, он весь увешан узелками и за ним вьются стайки крошечных книг, которые на самом деле громадные талмуды со знаниями и данными обо всем и вся, Тайн в любой момент может увеличить их и прочитать или дать прочитать другому. Тайн покровительствует учености и познанию, и всегда готов помочь тем, кто реально достоин этого, вот только достойных с его точки зрения исчезающе-мало.


Но у Тайна есть и второй облик - это юноша-огонь, ведь именно он окончательно побеждает Зиму, а люди празднуют праздник Бельтайн, связанный с обрядами огня: и в этот праздник Тайн становится огненным юношей, который дарует огонь и тепло всему миру.


  • Цвет: женщина-краса, покровитель женственности, любви, страсти. Перед ее красотой никто не может устоять, но которая не причиняет никому зла, а только радость и наслаждение. Однако из-за нее постоянно случаются войны, споры и конфликты на мировом уровне. Цвет помогает всем влюбленным и покровительствует любви, свободной от любых ограничений. Оргии и свободные связи в ее понимании — слова без негативной коннотации. «Любовь добра, люби хоть козла, хоть бобра» (за что бедную животину-то!).


  • Жарн: удалой молодец, красавец, любимец всех женщин от мала до велика. Соблазнитель, победитель в поединках и игрищах других мужчин. Не особо любит агрессию и войну, считает делом грязным, но всегда за соревнование, выходки и насмешки, за показ стати и удали, может и обидеть, но при этом не особо злой, и если захочет, всегда воздаст за нанесенную обиду двукратно различным добром. Жарн чаще всего покровительствует молодым мужчинам, которые хотят добиться признания в обществе и показать себя.


  • Мир: женщина в годах, труженица, мать, покровитель материнства. Она помогает семьям и матерям, в отличие от Цвет, прославляющей любовь без ограничений, Мир покровительствует любви в браке, любви-однолюбе. Считается, что они с Дарном муж и жена, и вместе они сильнее всех остальных месяцев. Распространен мотив, когда остальные месяцы в своей неудержимой бедовости натворят бед, а потом придут отец с матерью и всех поставят на место. Однако сейчас, уже в годах, Мир и Дарн не так и часто сходятся вдвоем, чтобы сделать что-то. А гораздо чаще ругаются и ссорятся, отчего небо ходит ходуном и случаются грозы, ураганы и прочие бури.


  • Дарн: мужчина в самом расцвете сил (т.е. уже немолодой, но еще не старый), тучный и веселый. Главное качество: щедрость и доброта к людям. Ему никогда ничего не жалко, он устраивает невероятные пиры и праздники, на которые приглашает всех и дает всем возможность самовыразиться, создать и представить миру свои идеи. Дарн предпочитает отдых и развлечение, вечный праздник делу, хотя раньше он был выдающийся труженик, несравненный мастер, но после долгих лет работы и достижения полного превосходства надо всеми мастерами мира, он зевнул, отложил все инструменты и стал только жиреть и праздновать. Тогда же у них с Мир произошел раскол, разделивший времена года на Лето и Осень — а раньше, когда они жили душа в душу, лето царило полгода. Впрочем, Дарн иногда берет себя в руки, смотрит на накопившиеся горы дел и идет, разом делая их все-все-все, совершая подвиги и невозможное, прославляя свою жену и семью. А потом напивается браги и опять устраивает пиры.


  • Грянец: странный сплав юного и пожилого мужчины, этакий «вечный юнош», с морщинами вокруг глаз и другими признаками того, что на самом деле он весьма стар. Но при этом выглядит неестественно-молодым и модным. Однако, вне зависимости от возраста, это порывистый, творческий типаж, которые все время привносит в жизнь нечто новое и необычное, красивое и интересное. Он и художник и поэт, и певец, и легконогий танцор одновременно, бунтарь и траблмейкер, надушенный джентльмен с платком в кармане фрака, галантный клоун, и творец, пьяный чувствами к окружающему миру. Грянец покровитель всех творческих людей и безумцев, он ездит на тысяченогом коне, это само Вдохновение, которое Грянец поймал и оседлал (чего до него не удавалось никому).


  • Пустень: выцветшая и немая старая дева с блеклыми волосами, она не говорит, не радуется, а только прядет свою бесконечную нить, которая идет из ниоткуда и уходит в никуда. Она бродит по всему миру, следуя этой нити, и прядет ее на ходу. Чеканутая, безумная и ку-ку. Но при этом пророчица, ведунья, знающая нечто недоступное всем нормальным.


  • Искрист/Мерзль: владыка заморозков и льдов. Надменный, жадный, эгоистичный и жестокий седой старик. Никакой милости никому, никакой жалости, обберу до нитки, и вы еще останетесь мне пожизненно должны. Считается самым богатым (даже богаче Дарна), но при этом не тратит ни монетки, ни грана своего богатства, а только копит, копит и копит. В его подземных сокровищах и кладовых — богатства тысячи измерений и эпох, и целые армии-армады сортировщиков, охранников, уборщиков и счетоводов, которые следят за тем чтобы никто и никак не смог воспользоваться накопленным бесконечным богатством. Но иногда люди пробуждают в нем чувства, и тогда он добреет и резко молодеет до 21 года. Тогда он выпускает повсюду вихри сверкающих искрящихся снегов, становится солнечно, и среди обычных искрящихся снежинок людям попадаются бриллианты и другие самоцветы, дар от Искриста. Мерзля все не любят, а Искриста все обожают. Но век Искриста не долог, он вскоре угрюмеет и стареет, превращаясь вновь в Мерзля.

Так же смотри статью Календарь.

Нужно понимать, что мифология Инрана, как мира, где реально присутствуют боги и духи маги и существует загробный мир, отличается от мифологии Земли: здешние мифы обычно имеют реальную основу, и являются в первую очередь интерпретацией этой реальности. Люди изначально жили под сенью создавших их богов, поэтому, при наличии реальных высших сил, пространство человеческой веры и мифологии было ограничено и стеснено. Однако, боги дважды на долгие столетия покидали Инран, в первый раз во время Эпохи смертных, во второй раз в новое время, после катаклизма Нисхождения. Отчасти благодаря этому, языческая мифология прародителей и их детей уцелела и неистребимо проникла с культуру и фольклор.